23
Июл

Митраистский ритуал обретения бессмертия – 1

В знаменитом «Большом парижском магическом папирусе» (Papyri graecae magicae IV), обнаруженном в XIX веке и датируемом началом IV столетия н.э., содержится особый обряд, называемый «Ритуалом обретения бессмертия». Легенда гласит, что сей обряд был передан людям Господом Гелиосом-Митрой через своего ангела, и исследователи позапрошлого века, несмотря на весь свой рационализм так и не избавившиеся от христианского образа мысли, окрестили его «Литургией Митры».

Данный обряд имеет особый интерес с точки зрения изучения аутентичных священных традиций западного мира, в частности, традиции герметической, поскольку именно митраизм, будучи воинским культом par excellence, оказал существенное влияние на герметику. Помимо существенного сходства в образах и идеях, «Ритуал обретения бессмертия» проливает свет на герметическую практику как таковую, её смысл и техники, он способен дать подсказки для лучшего понимания сущности того или иного этапа алхимического Делания.

Итак, суть обряда заключается в том, что практик, будучи ещё живым человеком, устремляет свой дух, свой высший разум в Небеса, а поскольку обитатели Небесной сферы наделены бессмертием, то и участник мистерий должен причастится их природе, сделаться, как это ни парадоксально звучит, на время бессмертным. Впрочем, бессмертие здесь понимается, скорее, как синоним божественности как таковой, и чтобы подняться к сфере богов человек должен на время актуализировать божественную природу в себе самом.

В самом начале обряда практик обращается к четырем элементам, из которых он сам и состоит: к пневме, огню, воде и «земной стихии». Особое внимание уделяется пневме, поскольку отличите от остальных элементов, именно она способна к вознесению, она тот тонкий посредник, который соединяет материальное тело с небесными сферами. Папирус советует интенсивно дышать («Вдохни в три раза глубже обычного»!!!), дабы напитаться пневмой, в особенности той, что пропитана солнечными лучами. Впитывая сущность солнечных лучей, практик причащается божественности Солнца.

По мере восхождения человек оказывается окружён сверхъестественной тишиной, в которой смолкают все звуки, будь то людские, либо иных вещей земного мира. Практик вступает в царство бессмертия и его взору открывается «божественный порядок», тесно связанный с астрологическими представлениями: он наблюдает «зримых богов» или планеты.

Вдруг маг понимает, что планетарные боги бросают на него злобные взгляды, как на непрошенного гостя. Он с ужасом видит, что они готовы на него напасть. Чтобы защитится от них, манускрипт рекомендует практику приложить указательный палец правой руки к губам и провозгласить: «Тишина! Тишина! Тишина! [Таков] знак нетленного живого Бога! Защити меня, Тишина!» За чем следуют иные магические формулы, призванные успокоит разгневанных богов.

Знак молчания здесь, скорее всего, соотносится, в образом Гарпократа («Гора-младенца»). Гор же, как известно, символизирует победоносное Солнце. Ассоциируя, даже отождествляя, себя с Гарпократом, совершающий ритуал тем самым обретает для себя право вступить в сферу Солнца. Осознав его новый статус, планетарные божества прекращают свои нападки и улыбаются гостю.

Однако, приключения в небесных сферах на этом только начинаются…

Продолжение следует.

Дмитрий Зеленцов  

 

Метки: , , , , , , ,

Пока никто не оставил комментариев.

Почему бы не стать первым?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *