20
Окт

«В мрачной тьме далёкого будущего нет ничего кроме войны!»

Таков лозунг настольной игры Warhammer 40000 («Молот войны»), созданной в далёком 1987 году на самом излёте «Холодной войны» британской компанией Games Workshop. За прошедшие с того момента три с лишним десятилетия Warhammer 40000 обрело массу поклонников далеко за пределами туманного Альбиона. Более того, Warhammer постепенно становится культурным явлением, которое стало перерастать индустрию развлечений, во многом благодаря и многочисленным новеллизациям, развивающим мифологию этой необычной вселенной.

Корни сюжета Warhammer 40000, который развивается в далёком-предалёком будущем (отсюда и 40000), можно проследить, помимо прочего, к «Звёздному десанту» Роберта Хайнлайна, циклу «Дюны» Фрэнка Герберта, ну и, конечно же, к классической трилогии Джорджа Лукаса. А кроме того, при создании игры её разработчики широко обращаются к историческим реалиям Европы и её героической мифологии, в результате чего на свет появился удивительный синтез, который смело можно назвать «археофутуристическим».

Представьте, что реалии (в том числе и духовные) европейского средневековья перенесены в декорации 40 столетия. Да, отчасти, нечто подобное уже осуществлялось в вышеупомянутых культовых произведениях, в тех же «Звёздных войнах». Однако вселенная Warhammer 40000 значительно более жёсткая и мрачная, чем кино Лукаса, да и с идеологической точки зрения являет ему прямую противоположность.

Империя «Звёздных войнах» – олицетворение тёмного начала, душитель свободы и демократии, оплот несправедливости, с которым борются «отважные повстанцы» и рыцари джедаи. С учётом реалий времени в ней легко угадывается Советский Союз, «империя зла» (кино, как-никак, – всё таки важнейшее из искусств на ниве идеологического противостояния).

Империум Человечества из Warhammer 40000 – её прямая противоположность. Его символ – двуглавый (!) орёл, имперский символ par excellence. Это оплот порядка в бушующем океане окружающего бездонного и враждебного космического хаоса, который только и может гарантировать существование человечества как вида. Империум, ведущий непрекращающуюся борьбу с силами Хаоса и многочисленными инопланетными ордами. Империум, управляемый божественным правителем, чьё сверхъестественное могущество хранит целостность его державы даже после его фактической смерти…

По сюжету, принеся себя в жертву ради преодоления Ереси Хоруса, вселенской смуты, порождённой силами Хаоса, Бог-Император пребывает в анабиозе в своём изувеченном теле, что весьма напоминает легенду об Императоре Фридрихе Барбароссе, который спит в глубинах горы Киффхойзер в ожидании Конца Времён…

Опорой Империума служат ордена «космодесанта» (spacemarines), генетически модифицированных сверхсолдат, облачённых к высокотехнологичные доспехи и вооружённых не только огнестрельным оружием, но и своеобразными аналогами оружия холодного. Космодесант – рыцари Империума, корень их служения – особые психофизиологические качества и духовный подвиг. Равно как и средневековые рыцарские ордена они несут двойное служение, физическое (противостояние «ксенонсам», иным биологическим видам) и духовное (борьба с демонами и прочими порождениями Хаоса).

Во вселенной Warhammer 40000 в полной мере возрождается «магическое мировоззрение», утраченное европейским человеком в XVI-XVII столетиях. Флуктуации Имматериума влияют на жизнь в физическом мире, орды демонов рвутся наружу из миров Хаоса, либо на духовном уровне стремятся совратить человека на путь ереси. Важная роль в этом духовном противостоянии принадлежит не только рыцарям космодесанта, но и вселенской церкви – Экклезиархии, в первую очередь её особому подразделению – Инквизиции. Особые психические качества человека, такие как телепатия, не только не подавляются, но ставятся на службу Империума (вспомним эксперименты, проводившиеся спецслужбами и армией США на данном поприще).

Лексика вселенной Warhammer40000 намеренно архаизирована и полна латинизмов: Империум, Экклезиархия, Схола, Администратум и т.п., что отсылает к европейскими реалиям высокого средневековья, прежде всего периоду Священной Римской Империи германской нации. Даже деление языка на высокий (иератический) и низкий (общеупотребительный) готик напоминает билингвальность Средних Веков, где латынь была языком богослужения и науки, а местные диалекты – средством повседневного общения.

При этом вселенная Warhammer40000 балансирует на грани политкорректности. Понятие «ксенос» (с греческого «чужак», «чуждый»), характеризующее все нечеловеческие формы жизни, однозначно отождествляется со злом в том или ином виде. С ксеносами не ведётся никакого диалога, к ним не проявляется никакой толерантности, только тотальная борьба на уничтожение по принципу «либо мы, либо они»…

Таким образом, можно сказать, что мифология Warhammer40000 удивительным образом, хотя пока и в игровой форме, представляет модель существования человечества, в которой традиционные (в том числе и духовные) ценности мирно сосуществуют с достижениями науки и высокими технологиям, образуя с ними плодотворный синтез. Нечто такое, что пока сложно представить в нашей реальности, нечто такое, что, пожалуй, мог бы оценить даже такой критик современного мира как Юлиус Эвола.

Кроме того, стоит сказать, что мифологемы Warhammer40000 могут быть наложены и на современные политическими реалии, свидетельство чему – предпринимаемые даже в нашей стране попытки (пока однако же смехотворные и неуклюжие) перенести их на общественно-политическую ниву. Как бы ни казалось это на первый взгляд удивительным, фантастика – важный инструмент формирования массового мировоззрения (пример чему – упоминавшиеся уже «Звёздные войны»). И кто знает, не суждено ли популярной игре сыграть свою роль в глобальном движении к Новому Средневековью…

Дмитрий Зеленцов

Метки: , , , ,

Пока никто не оставил комментариев.

Почему бы не стать первым?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *