16
Май

РИТУАЛ ПОСВЯЩЕНИЯ

Что будет, если современный человек попадёт, скажем, во времена легендарного Беовульфа? Или, точнее, окажется, в сходных условия? Сумеет ли он не только выжить, но и приблизиться к статусу героя? Что если ему предстоит пережить встречу не только с суровым, далёким от цивилизации миром, но и настоящими чудовищами, какими-нибудь родственниками или потомками мифического Гренделя?

Свой вариант предлагает Адам Нэвилл, ставший в последние годы одним из любимых моих писателей. В романе “Ритуал” четверо британцев среднего возраста отправляются в путешествие на природу на границу Швеции и Норвегии. Они – друзья с детства, трое – достаточно успешны по жизни, четвертый – неудачник, аутсайдер. И вот, оказавшись в реликтовом лесу, друзья понимают, что заблудились и не знают, куда идти. Да и в лесу, как выясняется есть кто-то или что-то ещё, готовое наполнить бесконечным ужасом их путешествие, превращающееся в гонку на выживание…

И вот в таких обстоятельствах, когда лоск цивилизации слетает на глазах, и выясняется, кто и чего по-настоящему стоит. Чего стоит жизненный успех, измеряемый обывательской меркой. И есть ли у тебя подлинный внутренний стержень. К тому времени как в появляется настоящий монстр (всё таки это роман ужасов) “успешные по жизни” мужчины превращаются в дрожащих от страха людей, не готовых по-настоящему бороться за жизнь… Цивилизация соприкасается с седой древностью, и это столкновение кого-то обратит в прах, а кого-то сделает героем…

В отличие от других романов Нэвилла, где действие захватывает с первых глав, начало и значительная часть “Ритуала” кажутся скучными. Где-то две трети книги – это повествование о заблудившихся в лесу друзьях, психологическом напряжении между нами, самоедской рефлексии главного героя-аутсайдера. Но финальные главы, отданные на встречу со сверхъестественным и борьбу с чудовищами, в лице людей или монстров, по настоящему захватывают.

По сути “Ритуал” Нэвилла – это ритуал посвящения, это роман об инициатическом путешествии героя. Место действия – мрачный северный лес, оживляющий атмосферу древних скандинавских или англосаксонских мифов, в центре которого героя ожидает поединок с чудовищем – даёт нам множество параллелей с древними священными легендами. Лес – один из самых распространённых символов Иного Мира, через который проходит путешествие героя. Но здесь он также подобен и знаменитому лабиринту, в котором Тесей поверг Минотавра. Впрочем, сам Нэвилл не соотносит чудовище с каким-то известным легендарным монстром, лишь намекая на общую мифологическую канву, тем самым усиливая ужас перед Неведомым.

Сами испытания героя носят ступенчатый характер и прибывают по нарастающей. Вначале это сам лес, его друзья, превращающиеся в обузу, и собственные самокопания. Затем это монстры в человеческом обличье (Нэвилл отлично постебался над скандинавскими блэкстерами, мнящими себя сверхлюдьми). Наконец, финальная конфронтация – уже с чудовищем сверхъестественным.

Начиная путешествие одним человеком (неудачником с комплексом неполноценности перед “успешными” друзьями), главгерой выходит из леса уже другим, преображённым. “…Люк испытывал необычайную лёгкость и эйфорию. Он был голый, а его голова светилась ярким белым светом на фоне серого, дождливого неба. Ничто здесь не имело значения. Кроме него самого. В нём ещё теплилась жизнь. Сердце билось. Воздух поступал в лёгкие. Ноги шли. Зная, насколько быстро и неожиданно может закончится жизнь, как ничтожна она перед этой Вселенной пространства и времени, насколько безразлична она она для её настоящих, прошлых и будущих обитателей, Люк чувствовал себя свободным. Он бы одинок, но свободен. Свободен от всего и вся…”

PS. Кино по книге не смотрите. У Нетфликс получился второсортный низкобюджетный ужастик, где не только переделан сюжет, но и ни следа не осталось от смысла романа.

Подписывайтесь на наши новости, чтобы не пропустить свежие интересные материалы!