13
Май

ТИСС ИЗ КАЛЬТЕНБРУНА. Ливонский оборотень и пёс Господень

Случай этот имел место в конце XVII столетия в Прибалтике, на землях древней Ливонии. В 1692 году перед судом в Юргенсбурге (ныне территория Латвии) в качестве свидетеля предстал 80-летний старик по имени Тисс из Кальтенбруна. Помимо прочего, Тисс открыто объявил себя оборотнем (wahrwolff), утверждая, что неоднократно отправлялся в ад вместе с другими оборотнями, чтобы сражаться с дьяволом и его ведьмами! Первоначально судьи не приняли все эти россказни всерьез, чуть не приняв старика за сумасшедшего. Однако, опросив знавших его людей, которые все как один утверждали, что Тисс вполне себе в своём уме, судьи заинтересовались его рассказом уже с профессиональной точки зрения…

Итак, Тисс утверждал, что трижды в год – в ночь на св. Луции, а также обычно на Пятидесятницу и на св. Иоанна – он и другие оборотни превращались из людей в волков. Увы, говоря о способе преображения, Тисс был не особо точен. Первоначально он заявлял,  что они делали это, надев шкуры волка. Позднее он утверждал, что он и другие оборотни просто шли в кусты, раздевались, а затем превращались в волков. После этого он сотоварищи рыскали по местным фермам в поисках домашних животных, которых они, похитив и зажарив, пожирали. Когда судьи спросили, как волки могут жарить мясо, Тисс сказал им, что в этот момент они пребывали в человеческой форме и что им нравилось добавлять в еду соль, но при этом они никогда не ели хлеба.

Тисс также рассказал судьям о том, как он впервые стал оборотнем, объяснив, что когда-то он был нищим, и что однажды некий «негодяй» выпил за него особый тост, что и дало ему возможность превратиться в волка. Кроме того, он рассказал, что и сам мог передавать свою способность к ликантропии кому-то другому, провозгласив за него тост, трижды вдохнув в кувшин и объявив: «Ты станешь таким, как я». Если другой человек тогда возьмёт кувшин, то превратится в оборотня.

Но самым удивительным стал рассказ о том, как Тисс и его товарищи-оборотни отправлялись в ад, чтобы сражаться с дьяволом и ведьмами. Для этого, по его словам, волки отправлялись в место, расположенное «за морем». По факту же речь шла о болоте возле Лембурга. Здесь они входили в ад, где сражались с дьяволом и злобными ведьмами, которые были ему верны, избивая их длинными железными прутьями и преследуя их как собаки. При этом Тисс особенно подчеркнул, что оборотни «терпеть не могут дьявола» и что они суть «псы Господни» (более того, по его словам, души оборотней после смерти попадают на небеса, а души ведьм ждёт ад). Но основная цель путешествия для оборотней состояла в том, чтобы вернуть скот, зерно и плоды земли, которые были украдены ведьмами. Тисс считал, что если они не справятся со своей задачей, то год будет неурожайным.

Буквально слова Тисса звучали так: «Обычно [они отправлялись в ад] три раза: в ночь Пятидесятницы, в Ночь Середины Лета и в ночь на св. Луцию; что касается первых двух ночей, они шли не ровно в те ночи, но чаще, когда зерно уже должным образом завязалось, поскольку именно в то время, когда формируются семена, колдуны таинственным образом похищают дары природы и утаскивают их  в ад, и именно тогда оборотни отбирают их у ведьм, чтобы вернуть обратно».

Позже выяснилось, что помимо ночных путешествий Тисс практиковал народную магию для нужд местного сообщества, выступая в качестве целителя и заклинателя. Он был известен тем, что благословлял зерно и лошадей, а также знал заклинания, предназначенные для отражения волков и остановки кровотечения. Один из этих обрядов состоял в том, чтобы бросить благословлённую соль в тёплое пиво, произнося слова: «Солнце и луна идут по морю, возвращают душу, которую дьявол принял в ад, и возвращают скоту жизнь и здоровье, которые были у них отобраны». Нигде в этом заклинании не призывалась и не упоминалась сила Бога. Судьи расценили подобную практику как преступление, поскольку, по их заключению, она побуждала селян отвернуться от христианства. В итоге, суд приговорили Тисса к публичной порке и пожизненному изгнанию…

Случай Тисса из Кальтенбруна и других оборотней представляет нам свидетельство того, что как минимум ещё в XVII столетии на землях Ливонии существовали остатки (?) древних культов, исповедуемых в Европе тайными мужскими воинскими братствами, в центре которых находились практики изменения сознания и «шаманские» путешествия в Иной Мир. Тут и ритуальное преображение человеческой природы в нечто иное (а образ волка в таком случае тянется в глубокую древность, вспомним тех же берсерков), и поход в Иной Мир – в лес или “за море” (который встречается нам даже в христианском обрамлении: легенды об Артуре, св. Патрике или рыцаре Тнугдале), и тема собственно сражения со злыми силами.

Не даром, материалы о ливонских оборотнях сыграли важную роль в формировании концепции маннербундов Отто Хёфлером, которых связывал их с «практиками превращения/преображения» (собственно, превращение в волка, пожалуй, самый показательный пример подобных верований). Позднее на случай Тисса обратил внимание итальянский историк Карло Гинзбург, который анализирует его в своей книге с говорящим названием «Ночные битвы» (1966). В данной работе он изучает сходную местную итальянскую традицию Средних Веков под названием benandanti. Её представители впадали в особые трансовые состояния, в которых, как они верили, их дух оставлял тело, чтобы сражаться со злыми ведьмами, защищая от них посевы, чтобы не случился голода. В итоге, Гинзбург полагал, что между benandanti и случаем Тисса есть определённое сходство. В своей статье 1992 года американский историк Джон Мартин поддержал гипотезу Гинзбурга, утверждая, что роль Тисса была «почти идентична» роли Бенанданти. Существование в Европе традиции «магов-оборотней» отмечала и венгерский историк Эва Поч, специализирующаяся на изучении венгерских шаманов – талтошей…

Подписывайтесь на наши новости, чтобы не пропустить свежие интересные материалы!