21
Май

Неистовое Воинство и Дикая Охота

Имя Водана-Одина стойко ассоциируется с войском призраков, явление которое наблюдали, по меньше мере, вплоть до начала XX столетия на территории Германии. Призрачная армия неслась в безумной скачке по ночным небесам, над полями и лесами, а порой, и по улицам деревень. Это воинство было известно, в зависимости от региона, под двумя основными названиями – Wütendes Heer (“Неистовое Воинство”) и Wilde Jagdt (“Дикая Охота”). «Охота» в большей степени встречается на севере и центральной части германских земель, «Воинство» – на юге, однако какую-то чёткую разграничительную линии вряд ли можно провести. В Скандинавии призрачное воинство появлялось под имени Oskarei, искажённое ásgard-reid или ásgudsreid, а также  Oenjaegeren (“Охотники Одина”). Во Франции оно было хорошо известно как maisnie Hellequin (“Свита Эллекена”), а в Англии – как Охота (The Hunt). …

Как отмечает американская исследовательница Крис Кершоу, в данной мифологеме “к образу Водана присоединилось множество фольклорных элементов, которые изначально не имели с ним ничего общего, но здесь также присутствуют элементы, которые на самом деле были свойственны его культу, наряду со множеством тех, что на первый взгляд, вовсе не имеют религиозной ценности, до тех пор пока мы не отыщем их вновь в иной части индоевропейского мира… Мы можем ожидать, что здесь присутствует нечто древнее и имеющее культовое значение, даже если это значение от нас ускользает…”

В случае Воинства наблюдали вооружённых людей, которые могли сражаться друг с другом. И в Воинстве, и в Охоте были собаки и волки, а в некоторых регионах и вервольфы, которые заходили в дома и похищали пиво и еду. Могли быть двух-, трёх-, шести- и восьминогие кони; часто наблюдались фигуры с горящими глазами. Во многих случаях Охоту часто сопровождал человек, который шествовал впереди, предупреждая людей убраться с улиц. Участники Воинства/Охоты были одеты в чёрное, с чёрными лицами. Часто можно было увидеть повозки, сани и даже плуги. Ремесленники разного рода демонстрировали свои инструменты, в толпе могли быть акробаты и жонглёры. Отличительной чертой именно Воинства было преследование и пленение одной или более женщин-демониц, хотя жертвой преследования мог быть и олень, а иногда жертвы вообще не было. Ещё более усложняют картину различные варианты Охоты. В одних случаях – мог быть единственный охотник – сам der Wilder Jäger – со своими гончими, но без охотничьего отряда; иногда он бывал в сопровождении одной из упомянутых ужасных ведьм, коя, будучи поймана, была перекинута через его коня. Однако также сообщалось и об Охоте, которые возглавляла Охотница, чьё имя было Фру Годе, Фру Ваур, Фрау Хольда, Берхта и её альпийская сестра Перхта… Предводитель Воинства мог идентифицироваться с одним из героев древности, зачастую, например, с Дитрихом Бернским. Разные местности имели свои собственные истории, связанные с этими явлениями, и многие деревни имели свои собственные «Toller Jägergraben» или «Muotesheergrasse», указывающей на привычный путь данной компании. … Воинство обычно появлялось на протяжении двенадцати священных ночей между Рождеством и Богоявлением, а в Германии также и перед Великим Постом, а иногда накануне прочих важных праздников.

Дмитрий Зеленцов

Продолжение следует

Подписывайтесь на наши новости, чтобы не пропустить свежие интересные материалы!