10
Май

Происхождение идеи крестового похода

Под термином «Крестовые походы» обычно принято понимать военные экспедиции на Восток европейских рыцарей в конце XI – XIII веках, призванные освободить и отстоять Святую Землю и её центр – град Иерусалим. В меньшей степени вспомнят Реконкисту, отвоевание испанских земель у мавров, или, к примеру, покорение славянских языческих племён германскими рыцарями.

Тем не менее, такое понимание идеи Крестового похода является узким, слишком ограниченным, не позволяющим уловить её истинную суть. Это великолепно демонстрирует недавно переведённая на русский работа немецкого медиевиста Карла Эрдмана «Происхождение идеи крестового похода». Написанная в 30-х гг. прошлого века, она, как отмечает научный редактор издания, произвела настоящую революцию в понимании феномена Крестовых походов. Более того, она не только не утратила своей актуальности в научных кругах даже сегодня.

В своей докторской диссертации, написанной, как и положено сумрачному германскому гению, несколько тяжеловатым языком, Эрдман анализирует происходившую на протяжении столетий эволюцию представлений о священной войне в рамках западного христианства, а также те факторы, которые позволили воплотиться им в конце XI века в идею Крестового похода, вызвавшей массовый отклик не только среди воинского сословия, но и среди простого люда. Особое внимание Эрдман уделяет символической составляющей концепции священной войны.

Основополагающий тезис Эрдмана – идея о том, что Крестовый поход является феноменом, не связанным с конкретным временем или местом, с конкретной страной или народом, но является, так сказать вневременной формой священной войны. Более того, сам Крестовый поход лишь опосредованно связан с политическими или экономическими целям, но являет собой, прежде всего, воинское священнодействие, ритуал, рыцарское богослужение, рыцарский путь искупления и спасения, где завоевание Святой Земли есть лишь земное воплощение завоевания Царствия Небесного, которое как известно «силою берётся»…

Однако, работа Эрдмана актуальна не только с точки зрения собственно медиевистики. События, имеющие в последние годы место на Ближнем Востоке, которые всё более и более интенсифицируются, религиозный радикализм и терроризм, захлестнувший мир, и малоуспешные попытки что-то ему противопоставить со стороны атеистического коллективного Запада, прочие подобные явления дают прекрасный повод обратиться к опыту прошлого, по-новому взглянуть на него и, кто знает, может быть извлечь из него кое-какие уроки…

Подписывайтесь на наши новости, чтобы не пропустить свежие интересные материалы!