11
Сен

“Венера” Ботичелли. Алхимия одного шедевра

Обратимся к полотну Ботичелли «Рождение Венеры», каковое было помещено на загородной вилле алхимика Козимо I ди Медичи, герцога Тосканского, семейство которого имело давние связи с магико-герметической традицией. Эта аллегорическая картина имеется комплексное символическое значение в рамках герметико-алхимического мировоззрения. Однако я хотел бы остановиться на одном, каковой является наиболее ярким и до известной степени бросающимся в глаза.

На данной картине показана одна из фаз алхимического Делания, которая именуется Albedo или Белая стадия. На что указывает белый цвет тела богини. Она – дочь Сатурна, символизирующего свинец и первую или подготовительную стадию Делания, nigredo или Работу в Чёрном, каковая предшествует Работе в Белом. Здесь нет изображения самого Сатурна, однако, для знатоков мифов, каковыми были алхимики эпохи Возрождения, это со всей очевидностью подразумевалось. Следующая за ней, финальная стадия, именуемая Rubedo или Работа в Красном, символизируется красной накидкой, которую подносят Венере и в которую она собирается облачиться.

Кроме того, данная стадия символически изображается как появление растений или распускание цветов, буйство флоры и растительной силы. Отсюда цветы и зеленые деревья. И это отнюдь неспроста, ибо алхимию, помимо прочего, именуют Небесным Земледелием, и растительная символика во всём её многообразии играет в алхимической образности одну из ведущих ролей.

Венера рождается из моря. Но это не простое море, это Море Философов, это Первоматерия Великого Делания алхимиков, это изначальный Меркурий. Неспроста здесь изображена и раковина, она также намекает на Море Философов и служит эмблемой загадочного Меркурия.

Именно раковину нашивали на свои одежды и головные уборы средневековые пилигримы, отправлявшиеся в паломничество в испанскую Компостелу, где хранятся мощи святого апостола Иакова. Именно св. Иаков является покровителем алхимиков, каковые отправляются поклониться ему, дабы обрести просветление относительно загадок Великого Делания. Именно таким образом и обрёл понимание Магистерия знаменитый французский алхимик Николя Фламель.

Дмитрий Зеленцов. Из лекции “Тайный язык искусства”

Метки: , ,

Пока никто не оставил комментариев.

Почему бы не стать первым?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *