2
Ноя

ТРИ ОГНЯ В ИСКУССТВЕ

Огонь издревле служил символом (в том числе самым что ни на есть зримым) божественной силы и божественного могущества, пронизывающего вселенную. Отнюдь не не даром в древности возжигали огонь в храмах или иных местах священнодействия. Огонь в храме – знак имманентного присутствия божества. В равной степени огонь рассматривали как начало, преобразующее материю. Отсюда особая связь кузнечного ремесла с магическим искусством. Присутствие огня древние видели также и в человеке, каковой есть средоточие всех сил, присутствующих в мироздании, соотнося огненное начало как с особыми состояниями духа, так и со вполне конкретными физиологическими субстанциями, например, с кровью.

Тому же порядку идей следует и герметическая традиция. Огонь в герметике не только одна из четырёх стихий, но важнейший аркан Делания, тайна, которой наряду с прочими требуется овладеть человеку, дабы успешно свершить алхимическое преображение. Ибо, как утверждает анонимный трактат “Нить Ариадны”, “без Огня Материя становится бесполезной, и Философский Меркурий тогда – химера, живущая лишь в воображении”.

Естественно, речь не идёт об огне физическом, вульгарном, и алхимики в своих трудах не устают потешатся над “суфлёрами” и “сжигателями угля”, которые не получают в итоге ничего, коме дыма. В “Собрании Философов” (Turba Philosophorum) сказано: “Делание осуществляется не при помощи [вульгарного] Огня и не при помощи рук, но только посредством внутреннего жара, как при “усиливающейся лихорадке”. Куда уж откровеннее и яснее?

Однако, не всё так просто. Авторы-алхимики различают ТРИ разновидности огня, которые задействованы в Делании, и этого вопроса подробно касается Эвола в “Герметической традиции”. Более того, выделяют также ТРИ режима Огня, ибо, как сказано в той же “Нити Ариадны”, “всё зависит от режима Огня”. Каждый режим соотносится с одной из ТРЁХ фаз Делания.

Великолепную иллюстрации сказанного, следуя заветам мудрого и загадочного Фулканелли, мы обнаруживаем среди украшений Страсбургского собора (Франция). С чисто внешней точки зрения, перед нами иллюстрация притчи о трёх мудрых и трёх неразумных девах. Мы видим фигуры Христа и трёх разумных дев. Но обратите внимание девы окрашены в цвета, пусть и потускневшие со временем, но вполне различимые: чёрный, белый, красный. Три цвета Делания! Образ Христа, который в рамках герметической экзегезы, рассматривается как персонификация Камня Философов, лишь проясняет общую картину. А теперь обратите внимание на светильники, которые держат девы, причём на разной высоте!

А теперь скажем несколько слов о локализации герметических Огней в человеческом теле.

Продолжение 

Дмитрий Зеленцов

 

Метки: , , ,

Пока никто не оставил комментариев.

Почему бы не стать первым?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *