
Символ лабиринта в алхимии
В продолжении темы образа лабиринта в герметическом искусстве, каковой по истине, может быть неиссякаемым, обратим внимание ещё на некоторые аспекты. Артефий в своей знаменитой “Книге” заявляет: “Заверяю тебя, что любой, кто пытается понимать буквально писания герметических философов, окажется потерянным среди хитросплетений лабиринта из коего уже никогда не сможет выбраться”.
Таковой герметический лабиринт (он же – сад) мы находим, например, на гравюре из трактата “Новая драгоценная жемчужина” Яна Лациния (XVI век). В преддверии Луна и Солнце, Меркурий и Сульфур – два главных принципа Делания, два основных компонента Философской Материи. Три стены символизируют три фазы Опуса, который начинается весной под знаком Овна и символом разлагающегося трупа. Летом, под знаком Льва, происходит соединение души и духа (Двойной Меркурий у Эволы). В декабре же, под знаком стрельца, возникает несокрушимое тело-дух, появляется эликсир или “питьевое золото вечной юности”.
Ещё один алхимический лабиринт, на этот раз из трактата Гооссена ван Вреесвика “О зелёном льве” (Амстердам, 1672 г.).
У входа пару Сульфур-Меркурий встречает крылатое дитя (херувим), отмеченное знаком Огня. Оно поведёт их сквозь лабиринт трансмутации. Их цель – храм, что в центре лабиринта, Святилище Камня. Это место окончательного преображения, ключом к коему служит Селитра (Salpetre), чей знак мы видим в его центре. По дороге им предстоит встреча с иными субстанциями и материалами (в том числе планетарными), чьи символы видны на стенах лабиринта. Храм освещает шестилучевая звезда, коя укажет мудрецу, что на свет явилось долгожданное Философское Дитя.
Дмитрий Зеленцов
Продолжение следует…