СИЦИЛИЙСКИЙ ТЕАТР МАРИОНЕТОК
Сицилийский театр марионеток (Opera dei Pupi) представляет собой уникальный реликт древних священных европейских традиций, тесно связанных с инициатической доктриной воинско-аристократического характера.
Корни театра уходят в далёкое прошлое, точнее говоря, в XIII столетие, к сицилийскому двору императора Священной Римской империи Фридриха II Штауфена. Напомню, что именно Фридрих II по праву может претендовать на звание последнего священного правителя общеевропейского масштаба. Отправившись в Святую Землю, он без крови освободил Иерусалим, продлив существование государства крестоносцев ещё на несколько десятилетий. До конца отстаивая идею о собственной священной власти Императора в противостоянии Папством, он был объявлен церковью «Антихристом». Его двор в Палермо стал прибежищем искателей священной мудрости и певцов куртуазной любви.
Именно к сицилийским продолжателям традиции провансальских трубадоров (cantastorîas) и восходит Opera dei Pupi. Стоит отметить, что в основу сюжета постановок, как правило, ложится европейский рыцарский эпос, в первую очередь, сказание о Роланде, от древнейшей «Песни», относящейся к XII веку, до знаменитой поэмы «Неистовый Роланд» Лодовико Ариосто, написанной уже в эпоху Возрождения.
Таким образом, с учётом того, что сам рыцарский эпос представляет собой отражение воинского посвящения, принимавшего, как правило, форму символического путешествия героя, сицилийский театр марионеток представляет собой как бы визуальное его воплощение, дополняющее поэтический текст. Следуя за приключения кукольного героя, зритель воочию переживал те или иные этапы инициатического путешествия, различные испытания, соучаствовал в постепенном преображение героя, наблюдал обретаемые им силы.
Особому воздействию таких театральных постановок способствовали не только красочные декорации, но и детальная проработка кукол-персонажей, которые при росте до 1,5 метров были необычайно реалистичны. Изготовление таких кукол, начиная от придания им человеческих черт до изысканной одежды, украшений и даже оружия, требовало колоссального мастерства. Мастера-кукольники (пупаро) передавали тонкости своей работы из поколения в поколение, образуя целые династии, для которых создание кукол становилось «традиционным ремеслом», со всеми вытекающими последствиями, включая и инициатическое измерение.
Напоследок, ещё несколько замечаний для полноты картины. Так, сама суть марионетки передавала состояние профанного человека как игрушки в руках незримых сил Судьбы (вспомним, что писал герметик Джаммария о «буратино»), от которых тот призван избавится, пройдя посвящение. А фигура мастера-кукольника, дергающего за верёвки, заставляет задуматься о подлинных причинах вещей и явлений и их скрытом для глаз большинства людей измерении… Ну а о политическом измерении подобного символизма мы поговорим как-нибудь в другой раз…
Дмитрий Зеленцов