6
Сен

Об имени бога Сета и его предполагаемых значениях

В египетских текстах встречаются самые разнообразные формы написания имени Сет. Наиболее распространенным вариантом, который, в частности, имеет место в Текстах Пирамид (за исключением пирамиды Унаса) является идеограмма śtš. Кроме того, имя этого бога может обозначаться только одним символом так называемого животного Сета, лежащего или сидящего, либо же сидящего бога с головой животного (как, например, в текстах пирамиды Унаса). Эти символы могут сопровождаться или замещаться в Текстах Пирамид однобуквенными знаками, причём не всегда одними и теми же. Зачастую они могут комбинироваться с одним из обычных детерминативов богов или тем или иным изображением животного Сета. 

Сет (Seth) – устоявшийся греческий вариант произнесения данного имени. Тогда как собственно древнеегипетский мог варьироваться в зависимости от времени и места. Так нижнеегиетским произношением было Setekh (изначально Sutekh), тогда как верхнеегипетским – Set (изначально – Sut). Оригинальное произношения, по мнению, Те Вельде было Suta. 

Значение имени Сет, согласно современным этимологическим стандартам, представляется неясным. 

Тем не менее, гораздо более важное значение для понимания роли и места данного бога в древнеегипетской религии и мифологии будут иметь объяснения имени Сета, предложенные самими носителями этих воззрений, пусть, с позиции современной науки они и будут выглядеть как псевдоэтимологии. 

Как отмечает Те Вельде, «египтяне не задумывались на тем, чтобы рассматривать истинность этимологии в соответствии нашими западными стандартами. Этимология должна быть логичной и истинной с теологической точки зрения. Раскрытие секрета имени должно было также обозначать раскрытие секрета сущности. Египетский теолог принимал этимологию имени Сет как вызывающего хаос, угнетателя или «разбивающего на куски» в качестве истинных, поскольку подобные объяснения соответствовали мифической функции Сета». 

Начнём с Плутарха, который в труде «Об Исиде и Осирисе» пишет: «А имя «Сет», коим они зовут Тифона, имеет такой смысл: оно означает «покоряющий» и «побеждающий», во множестве случаев оно значит «обращающий в бегство» и «превосходящий». По мнению исследователей, толкование, приводимое Плутархом, не является его собственным, но восходит к египетской традиции. Немецкий египтолог Кеес возводит такую этимологию к египетским толкованиям и прослеживает её до египетских слов, означающих «приводящий в замешательство, разбивающий/разрывающий на куски». 

Осириса, жертву Сета, иногда именовали «лишившимся конечностей», откуда можно сделать предположение, что имеется некоторая связь между мотивом «разрывающего на части» в мифе об Осирисе и этимологией имени Сета, однако сложно сказать, что именно здесь первично. Ж. Даресси утверждает, что произошло своего рода наложение смыслов и śtš означает «тот, кто расчленил, разрубил Осириса». 

На основании аналогичного созвучия устанавливается и тесная связь между животным Сета и грифоном. Имя этого существа с телом животного, крыльями и головой орла записывается как tštš – «тот, кто разрывает на куски». 

Кроме того, идеограмма tš также означает «граница», что заставляет вспомнить о Сете как о боге чужеземных стран и боге границ. 

Родственная ей идеограмма tši – «оставлять, убегать» (вероятно, отсюда значение имени Сета как «обращающего вспять») – обретает и весьма негативный аспект. Хэйес пишет: «Во всех многочисленных примерах, когда появляется tši, его контекст почти всегда означает «сбежать», «оставить», «пропустить», когда долг, верность или некое иное обязательство требует чьего-либо присутствия». 

Кроме того, один из иероглифов, которым обозначали Сета имеет значение «разделяющий». Так, про него говорили, что Сет «получает удовольствие от разделения и ненавидит дружбу». 

Известный британский египтолог Маргарет Мюррей предлагает совершенно иную этимологию. Она пишет: «Поскольку данное имя начинается с S, то мы склонны предположить здесь наличие каузатива как в имени крокодилоголового бога Себека (Se-bek), «вызывающий беременность». В таком случае Se-tekh будет означать «опьяняющий, приводящий к опьянению» и подразумевает культ наподобие культа Вакха, где опьянение рассматривалось как одержимость богом». 

Интересно, что в Лейденском папирусе Сет олицетворяет опьяняющую силу пива: «Сет станет необузданным, когда пожелает завоевать сердце в этом своём имени пива. Он смущает сердце завоевать сердце врага, злодея, мертвеца, будь-то мужчина или женщина». 

Касательно потенциальных вакханалий, то, согласно Йойоту, Сет и Хатхор, знаменитая богиня опьянения и любви, являлись покровителями вина. Тем не менее, у нас нет никаких доказательств, что древние египтяне, оставившие нам стелу с их совместным изображением, действительно принимали участие в чём-то подобном. Тем не менее, известно, что Сету делались подношения в виде вина. 

Таким образом, мы можем предположить наличие комплекса отчасти взаимосвязанных значений имени Сета, которые позволяют лучше прояснить сущность и функцию этого божества, прежде всего как божества войны. Основу его составляют совершенно недвусмысленные толкования Плутарха: «покоряющий», «побеждающий», «обращающий в бегство» и «превосходящий». Сюда же относится и «разрывающий на куски» (хотя и обретшее впоследствии негативное значение), а также образность грозного грифона. Связь с вином и опьянением лишь подтверждает предыдущие толкования и даже придаёт им большую глубину, поскольку, как известно священное опьянение было важнейшей частью воинских культов древности (вспомним, знаменитых скандинавских берсерков).

Дмитрий Зеленцов

Метки: , , , ,

Пока никто не оставил комментариев.

Почему бы не стать первым?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *