31
Авг

Копьё Судьбы в Армении

Оказавшись два года назад в Армении, первое куда мы поехали из ереванского аэропорта была отнюдь не наша гостиница. Направились мы в монастырь Эчмиадзин, что под Ереваном. Эчмиадзин, который уже несколько веков является резиденцией главы Армянской апостольской церкви, хранит множество священных реликвий. Но в первую очередь привела меня туда мысль увидеть знаменитое Копьё Судьбы.

Это наконечник копья, которым, как считается, римский сотник Лонгин пронзил бок распятого Христа, дабы прекратить его страдания. По легенде, в Армению это копьё принёс апостол Фаддей. Долгое время оно пребывало в пещерном монастыре Гегардаванк, а в XIII веке было отправлено в Эчмиадзин. Сам наконечник в настоящее время датируют I в. нашей эры.

Кто-то мог бы спросить, а как же знаменитое копьё их австрийского Хофбурга, которое было одной из инсигний Священной Римской Империи? Как же его копия из Кракова? Как же, наконец, т.н. Ватиканское копьё? Где же подлинник, оригинал, а где копии?

Но такой вопрос упускает из виду главное – метафизическое измерение предметов подобного рода. Ведь в действительности оригинал этого копья пребывает в Мире Горнем, это копьё верховного бога индоевропейцев. В нашем, дольнем мире, оно может обретать множество воплощений, в зависимости от места и времени, равно как множество обликов-масок принимает единый бог. Вспомним знаменитый Гунгнир германского Вотана, Ассал кельтского Луга или Тришулу индуистского Шивы.

Таким образом, выходит, что одно из этих воплощений могущества пребывает у нас в Закавказье, на границах Царства Пресвитера Иоанна (если вспомнить древние легенды), что, быть может, отнюдь не случайно… И здесь каждый из нас в общем-то при незначительных усилиях может совершить к нему своего рода паломничество…

Текст и фото Дмитрия Зеленцова