21
Июл

Джованни Пантео. Воархадумия и «кабала металлов»

Герметическое творчество венецианского священника Джованни Агостино Пантео, которое нашло отражение в двух его трактатах Ars transmutationis metallicae (Искусство трансмутации металлов) 1519 года и Voarchadumia contra alchimiam (Воархадумия против алхимии) 1530-го, заслуживает самого пристального внимания, поскольку не только повлияло на работы целой плеяды прославленных герметиков (включая и Чезаре делла Ривьеру и его трактат «Магический мир героев»), но даёт важные подсказки для ищущих герметической мудрости, а также освещает редкие методы, в том числе и те, о которых другие авторы умалчивают.

Уже в первом своём трактате он уделяет особое внимание герметической кабале или, как он сам выражается, «кабале металлов» (cabala metallorum). Так, с первых страниц «Искусства трансмутации» Пантео обращается к наследию Пифагора и Платона, прежде всего к их идеям о «науке чисел» (numerorum scientia), каковая может дать ключи к «числам металлов», к тому «как смешивать субстанции, какие пропорции и веса металлов брать».

К примеру, в его первой книге представлена диаграмма, в которой первый шесть букв латинского алфавита, а также их комбинации наделяются особым символическим значением, что в некотором смысле отсылает к комбинаторному учению Раймунда Луллия.  

Пантео уделяет особое внимание возможности шифрования алхимических текстов и раскрытия т.н. «поверхностных имён», что способно привести ищущего к обретению подлинного значения трактатов. Он критикует тех, кто уделяет внимание поверхностному значению слов, утверждая, что они воспринимают лишь буквальный смысл, тогда как мудрецы способны добраться до ядра, сокрытого в скорлупе поверхностного толкования.

Пантео акцентирует внимание на числовом значении букв латинского и греческого алфавитов, на основании чего разъясняет ряд неологизмов, встречающихся в предшествующих трудах по герметике. Так, например, он разбирает как «поверхностное имя» слово Marthek, которое встречается в Turba Philosophorum: «первый натуральный принцип есть материя или материальная причина земли, воды, огня и воздуха, согласно Божественной воле (nutu dei) или Marthek».

В Воархадумии, опубликованной 11 лет спустя, Пантео, зная об официальном запрете на занятия алхимией в Венецианской республике, он с самого начала уделяет много внимания к тому, чтобы отделить собственный метод «трансмутации, очищения, мультипликации и сочетания металлов» от недозволенной алхимии. Эта последняя, против которой и направлен его труд («Воархадумия против алхимии»), питает лишь пустые надежды, поскольку не ведёт к истинной трансмутации, а лишь приводит к внешнему окрашиванию металлов тинктурами. К истинным же методам относится, в частности, архимия. Именно к этому методу, по словам Пантео, прибегают благочестивые мужи, дабы обрести Эликсир, который, воздействуя на металлы, способен привести их к совершенству, согласно искусству хризопеи. Второй дозволенный метод – воархадумия есть «искусство очищения золота посредством двух операций цементации». Есть и ещё один метод, который он именует софия и соотносит с операцией мультипликации, метод сложный, но, тем не менее, возможный.

Но именно воархадумия является наиболее эффективным методом, который позволяет с наименьшими затратами извлечь больше золота из исходного сырья, больше золота очистить и сделать его более совершенным.

Кроме того, в Воархадумии Пантео развивает учение о «кабале металлов», возводя её символическое происхождение к «кузнецу и знатоку всякой работы с медью и железом», ветхозаветному Тубалкаину (см. Бытие 4:22).

Именно благодаря «кабале металлов» Пантео даёт некоторые важные намёки на истинную сущность алхимических принципов и субстанций. Так, первый естественный принцип есть Меркурий, для коагуляции которого служит огонь и субстанции огня и воздуха, скрывающиеся за загадочными терминами-неологизмами Antybar, Marthek, Stagno или Risoo. Последние два, в результате применения «кабалы металлов» соотносятся с Волей, причём в особом значении с Волей Творца (как в Бытии 1.1 «И сотворил Господь Небо и Землю») Сама же воля соотносится с субcтанцией Золота (чем вновь подтверждается мужественно-воинский характер герметической реализации). Вспомним, что по поводу Воли в процессе Делания писал Юлиус Эвола в «Герметической традиции»…

В итоге, можно отметить, что традиция соединения кабалистических методов дешифровки алхимической литературы, её терминологии, подлинной сущности процессов и субстанций, с оперативными практиками, так откровенно представленная в трактатах Пантео, нашла своё отражение в трудах таких прославленных авторов как Блез де Виженер, Джон Ди, Андреас Либавий, Генрих Кунрат, Освальд Кролл, Мартин Руланд и, наконец, в XX столетии в книгах легендарного Фулканелли и его круга.  

Дмитрий Зеленцов

Метки: , , , , ,

Пока никто не оставил комментариев.

Почему бы не стать первым?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *