20
Ноя

БЁМЕ И ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Наследие Якоба Бёме (1575-1624) занимает особое место в рамках герметической традиции. Стоит иметь ввиду, что Бёме был прежде всего мистиком и визионером, а не герметиком в собственном смысле слова. И мистицизм, и герметика сходятся в необходимости преодоления наличной, “профанской” человеческой личности, обыденного, “земного” Я (“вульгарное золото”). Но если мистицизм стремится растворить индивидуальную личность в чём-то большем, в чём-то потрясающе грандиозном, в Боге (и это её конечная цель), то в рамках герметики такое растворение лишь технический процесс и необходимое условие для перерождения и утверждения новой личности, нового Я, претендующего на собственную божественность. 

 
Возвращаясь к Бёме, тем не менее, стоит отметить, что свои видения он зачастую выражал именно на языке герметизма. И хотя его изложение зачастую весьма туманно, иногда он просто потрясающе передаёт то, что скрывается за опытом тех или иных герметических состояний. Чего, например, стоят одни лишь такие слова “Не существует никакой разницы между рождением в Вечности, возвращением в Эдем и получением Философского Камня”, которые как нельзя лучше характеризуют весь процесс и конечную цель Делания?
 
Именно за такую прозорливость Бёме ценили, к примеру, розенкрейцеры (в том числе и российские) из алхимического Ордена Злато-Розового Креста, единственной, пожалуй, масонской структуры XVIII века, которая несла в себе подлинное инициатическое содержание. Позднее, уже в XX столетии, активно обращается к Бёме Юлиус Эвола, который не единожды цитирует его в своей “Герметической традиции“.
 
Дмитрий Зеленцов
 
 
 
 

Метки: , ,

3 комментария

  • Андрей:

    Доброго времени суток.
    Отредактируйте текст, есть опечатки.

    Мир вам и вашему дому

  • Самошост Олег:

    Мне почему-то кажется есть противоречие в этой заметке. По словам Беме : Не существует никакой разницы между рождением в Вечности, возвращением в Эдем и получением Философского Камня”. Поскольку Беме мистик (по мнению автора заметки) и растворение в Боге есть его конечная цель, то, следовательно и получение Философского Камня является тем же самым растворением. И так как для герметика (по мнению автора заметки) это растворение есть чисто технический этап, то непонятно: является ли для герметика получение Философского камня (поскольку получение его – есть растворение в Боге) конечной целью?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *