АНГЕЛЫ С РУЖЬЯМИ
Во многих странах Латинской Америки распространён необычный иконографический сюжет – «ангелы с ружьями», точнее, говоря, с аркебузами (ángel arcabucero). Этот сюжет появляется в конце XVII столетия в вице-королевстве Перу, которое в то время объединяло под испанской короной большую часть южноамериканского континента, и принадлежит латиноамериканскому барокко, прежде всего, так называемой «школе Куско».
Как явствует уже из самого названия данного мотива, ангельские воины изображаются не с традиционными мечами, но с аркебузами. Как отмечают исследователи, позы ангелов весьма напоминают изображения из наставлений по воинским искусствам (например, «Упражнения с оружием» Якоба ван Гейна, где приводятся разные боевые позиции, в частности, для стрельбы из ружья).
Кроме того, вооружённые ангелы одеты также несколько необычно: по моде тогдашних латиноамерикански аристократов, сочетающей в себе европейские тенденции с местными элементами. На них не традиционные латы, но платья с кружевом оборками, а верхняя одежда украшена золотыми и серебряными накладками. Верх элегантности – широкополые шляпы с перьями.
Наибольшее число изображений подобного рода находятся в соборе Каламанка (Ла-Пас, Перу) и принадлежат перу Мастера Каламанки (наиболее вероятно, Хосе Лопес де лос Риос). Самое известное из них – «Архангел с ружьём. Азиэль, Страх Божий». Впрочем, ангелы с аркебузами входят в более широкую серию изображений небесных воинов: встречаются среди них и барабанщики, и те, кто вооружён, к примеру, алебардами.
Образы ангелов с аркебузами обрели огромную популярность и даже стали частью апокалиптических представлений. К примеру, Франсиско де Авила, священник в Перу описал второе пришествие Христа как событие, во время которого с небес спустится армия элегантных ангелов с перьями на шляпах.
Некоторые исследователи связывают такие изображения с образами доиспанских воинственных божеств и героев (например, с инкским Виракочей и его незримыми служителями – уаминками), которые были ассимилированы христианством.
Как бы там ни было, изображения сверхъестественного воинства, несущего современное (по тем временам) оружие и облачённого в изящные аристократические одеяния аристократов, свидетельствует о существовании в ту эпоху представлений о сакральности воинского искусства и воинского сословия, о наличие сверхъестественных существ, покровительствующих воинам и наставляющих их. Культ ангелов с ружьями – это аристократический культ воинских божеств, надевший подобающие времени и месту христианские одеяния, но сохранивший свою исконную суть.
Дмитрий Зеленцов