25
Сен

Алхимические изразцы в московском соборе

Потрясающей красоты храм Живоначальной Троицы, каковой я обнаружил, гуляя несколько недель назад в Останкино, был построен в XVII веке и как многие церкви того и более раннего периода несёт на себе, подобно своим старшим собратьям – готическим соборам, следы герметической мудрости.

Во-первых, Единорог, символ неистового грозного Меркурия. Обычно, и это очень характерный сюжет для геральдики на Руси, его изображают в смертельной схватке в сульфурным Львом. И в данном случае Единорог замещает собой более традиционного для европейской герметики Дракона.

Во-вторых, птицы. Тёмная и светлая (рискну предположить, ворон и лебедь) знаменую первые две фазы Великого Делания, Нигредо и Альбедо. Увы, их красного собрата, олицетворяющего Рубедо, отыскать так и не удалось. Ну и как тут не вспомнить, собственно говоря о “языке птиц”, “фонетической кабале”, том игриво-загадочном лексиконе, на котором написаны герметические труды.

Не хочу утверждать, что зодчие этого собора непременно вкладывали указанные смыслы в его символизм (хотя и не исключаю этого на 100%), ибо к тому периоду пламя герметической мудрости стало уже затухать (впрочем, погаснуть навсегда оно в принципе не может). Возможно, что все эти символы изображались уже по инерции, как элементы декора. Тем не менее, изначальные образцы, на которые они опирались, которые встречаются, к примеру, на белокаменных соборах древней Руси, однозначно свидетельствуют о наличии на наших землях подлинной аутентичной духовной традиции преображения человека, известной в Европе как герметизм.

Дмитрий Зеленцов

Метки: , , ,

Пока никто не оставил комментариев.

Почему бы не стать первым?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *